Художник Совместное творчество и сотрудничество между компьютером и человеком в искусстве

Sовместное творчество и сотрудничество между компьютером и человеком в искусстве' - XXI век художника

Испанская хореограф и танцовщица Мюриэль Ромеро в боди с сенсорами движения, взаимодействующими с лучами света и искусственным интеллектом, в процессе танца в пьесе Embodied Machine. ¶ Фото: Институто Сточос

В видео перформанса под названием Embodied Machine испанская хореограф и танцовщица Мюриэль Ромеро извивается вокруг восьми лучей света. Она носит латексный боди с грибоподобными формами, а музыка, сопровождающая ее движения, звучит зловеще и пронзительно. Ромеро выступает одна на сцене, но этот танец – дуэт, один из участников – человек, а другой – машина.

Embodied Machine была создана Институтом Сточос, исследовательской группой из Мадрида, занимающейся взаимодействием движения, звука, интерактивной визуализации, биологии и искусственного интеллекта (ИИ). Музыка, разработанная Пабло Паласио, создается в реальном времени; она основана на звуках, созданных алгоритмически, и движениях, сгенерированных движениями тела Ромеро. Результатом является звуковое воплощение ее движений.

В боди Ромеро установлены датчики движения, которые взаимодействуют с восьмью лучами света, вызывая их расширение, зеркалирование или противоположность движениям Ромеро; они становятся ее неживым партнером. Роботизированные огни, являющиеся частью системы ИИ-поддерживаемой интерактивной визуализации, разработаны Даниэлем Бисигом, экспертом в области компьютерного звука и иммерсивного искусства в Университете искусств в Цюрихе. ИИ добавляет “абстракцию”, которой Бисиг может манипулировать, разъяснил он. Тем не менее, они непредсказуемы, поэтому он не знает точно, что они будут делать, когда “переводятся в то, что танцоры видят и с чем могут взаимодействовать”.

Embodied Machine основана на более чем десятилетнем исследовании Бисига в области ИИ и творчества. В его предыдущих работах содержится разработка симуляций роя для хореографии, создание воображаемых конечностей с использованием масс-пружинных систем и искусственных нейронных сетей, и “манипулирование ИИ”, использование машинного обучения (МО) для управления искусственным танцором.

Хотя Бисиг и Ромеро уверены в работе с ИИ, возникли тревоги, когда инструменты, основанные на искусственном интеллекте, такие как ChatGPT, DALL-E и Stable Diffusion, казались угрозой для творческих практиков, особенно музыкантов, писателей и художников. Однако уже сейчас разговор перешел к более сбалансированному тону, признающему, что ИИ скорее “дополняет, а не замещает человеческих творцов”. Творческие сообщества активно обсуждают, как сотрудничать с ИИ.

Авторы доклада дискуссионного семинара, представленного на конференции ACM CHI 2023 по человеческим факторам в вычислительных системах, заявили, что “неясно, какие виды паттернов сотрудничества возникнут, когда творческие люди и творческие технологии будут работать вместе… Вместе мы будем разрабатывать теории и практики в этой захватывающей новой области”.

Человек и совместное творчество с искусственным интеллектом имеют приложения во всех областях искусства. В визуальной сфере художник и исследователь отдела Визуальных искусств в Калифорнийском университете в Сан-Диего Мемо Актен применяет глубокое обучение, спекулятивные симуляции и “драматизацию данных” для исследования искусственного интеллекта, экологии, этики и духовности. Китайско-канадская художница Сугвен Чунг создала роботов на основе искусственных нейронных сетей, которые учатся ее стилю рисования, позволяя ей изучать взаимодействие и напряжение между ручными и машинными штрихами.

В музыке барабанщик Джоджо Майер смешивает аналоговую и искусственную перкуссию для живых совместных выступлений с машиной. В Музыкальной школе и драматическом центре для креативного исполнения и классической импровизации в Лондоне Дэвид Долан и Одед Бен-Тал, композиторы и исследователи из Кингстонского университета, представили импровизированный музыкальный диалог с полуавтономной системой искусственного интеллекта.

Чарльз Патрик Мартин, эксперт по вычислительной технике и кибернетике в Австралийском национальном университете, является соавтором научной статьи ACM GenAICHI 2023. Исследования Мартина фокусируются на движениях тела, возникающих в процессе музицирования, а не на самих нотах. “Меня интересовало использование машинного обучения для прогнозирования или расширения таких жестов, или их создания от нашего имени, а затем встроить систему прогнозирования в сам инструмент,” – пояснил он.

Лаборатория Мартина разрабатывает инструменты, которые стремятся “предсказывать намерения игрока и чувствовать современный художественный контекст”. Подходы включают сопоставление входных данных с сенсоров и их комбинирование с системой синтеза для генерации звука, а также использование машинного обучения для прогнозирования музыкальных намерений.

Мартин хочет иметь контроль над тем, что он создает; он создает свои собственные наборы данных и инструменты. Большие генеративные модели искусственного интеллекта, принадлежащие компаниям, он считает “очень, очень секретными”. Кроме того, предварительно обученные модели являются “скучными” для многих художников. Однако творческое любопытство может возникнуть, когда инструмент делает ошибки или производит странные результаты. “Он счастливо генерирует сцену, но потом на руке появляются шесть пальцев или что-то в этом роде; это то, когда мы находим его странным или интересным для рассмотрения,” – пояснил Мартин.

Независимость также критична для Габриэля Виглиенсони, музыкального художника и исследователя в Университете Конкордия в Монреале. Виглиенсони сочиняет и исполняет музыку, используя машинное обучение и небольшие наборы данных ритмов и звуков, которые он создает самостоятельно. В отличие от моделей, построенных на основе больших данных, небольшие наборы данных поддерживают более “творческий диалог” между человеком и машиной, сказал Виглиенсони. “В типах моделей и архитектуре, которые я использую, задержка меньше; есть более прямая связь между жестом и выводом модели,” – отметил он.

Однако Виглиенсони ясно указывает, что его работа не является сотрудничеством с искусственным интеллектом. “Это было бы слишком большим приданию инструменту субъектности. Я – сущность с подвижностью.”

Агентство и контроль часто упоминаются этими креативными практиками; способность программировать, обрабатывать данные, создавать системы и инструменты необходима. Бисиг имеет опыт в робототехнике, а Мартин в математике, что дает им междисциплинарное мышление и навыки для создания, а не просто использования технологий искусственного интеллекта. Однако не все творческие люди являются компьютерными учеными, ни желания теми быть.

Будущее сотворчества человека и машины может сводиться к тому, в какой степени навыки работы с искусственным интеллектом могут быть овладены или нет в художественных школах и музыкальных консерваториях, где программирование и базы данных могут стать так же распространенными, как кисти и виолончели.

Карен Эмсли – независимый журналист и эссеист, работающий в любом месте.